Сериал «Отчаянные домохозяйки», вышедший на американском телеканале ABC в 2004 году и сразу ставший хитом, завоевал большую популярность не только в Штатах, но и во всём остальном мире. Зрители и специалисты хвалят - не нахвалятся творение Марка Черри: первые называют «Отчаянных домохозяек» новым типом телевизионного сериала, отказываясь вешать на проект ярлык «мыльная опера», вторые заваливают создателей сериала, актрис, занятых в нём, и сам телефильм многочисленными призами и наградами. Не вдаваясь в технические детали и подробности, попробуем разобраться, в чём же причина стол громкого успеха «Отчаянных домохозяек».
Как ни неприятно это будет слышать поклонникам и, в первую очередь, поклонницам сериала, секрет популярности «Домохозяек» состоит именно в том, что это самая что ни на есть настоящая мыльная опера. Нет, здесь мы не видим «латиноамериканских» и «санта-барбаровских» перегибов в сюжете: зрителю не приходится с напряжённым вниманием следить за шизофреническими вывертами сценария - кто же чей двоюродный брат по сводной тётке деверя и не осквернился ли он случайно любовной связью со своей внучатой кузиной из побочной линии семьи? И персонажи далеки от традиционных сериальных трафаретов, согласно которым герои обязательно двухметровые красавцы спортивного телосложения с густой шевелюрой и затуманенным страстью взглядом голубых или зелёных глаз, а героини - длинноногие красавицы с точёной фигурой, соблазнительной грудью и теми же затуманенными страстью глазами.
Это всё мы могли наблюдать двадцать, пятнадцать и даже десять лет назад. Но ведь наш мир меняется, становится менее наивным и романтичным и более циничными и прагматичными. И мы меняемся вместе с миром. А в понимании продюсеров телевизионных каналов «мы» - это прежде всего телезрители, потребители телепродукции. Следовательно, чтобы заинтересовать ставших более циничными и прагматичными зрителей, нужны более циничные и прагматичные сериалы. А уж в области производства телесериалов американское телевидение на данный момент оставило далеко позади себя и мексиканцев, и бразильцев, и индийцев, и всех-всех-всех.
Перекидным мостиком от старого к новому американскому сериалу стал невероятно талантливый, практически гениальный, проект «Друзья», выходивший на телеэкраны с 1994 по 2004 год. Помните первый американский сериал совершенно нового формата? Вот именно, знаменитый «Секс в большом городе». А теперь давайте найдём кардинальные отличия «Секса в большом городе» от «Отчаянных домохозяек»...
Не старайтесь, кардинальных отличий всё равно найти невозможно. В обоих случаях главная целевая аудитория совпадает с основным «сериальным» контингентом. Главный американский ценитель и любитель сериалов - бальзаковского возраста женщина, у которой уже есть семья, муж, дети, какой-никакой достаток и материальная база, которую нужно ежедневными трудами и заботами поддерживать. Быт - он везде быт, что в России, что в США, весёлого и привлекательного в нём практически ничего нет. Поэтому и нуждаются бальзаковского возраста женщины в том, чтобы им напомнили, что есть в жизни таких же женщин, как они, место и приключениям, и авантюрам, и интригам (и интрижкам), и, самое главное, победам над мужчинами и самими собой.
Именно эту ниву - показать американским женщинам-домохозяйкам их привлекательность для окружающих и для самих себя - и начал вспахивать сериал «Секс в большом городе», а продолжил это занятие проект «Отчаянные домохозяйки». В «Сексе» поиск любви, пусть зачастую и понимаемой излишне буквально и приземлено, занимал главенствующую роль, а мотив задыхающейся в тисках обыденной семейной жизни женщины прослеживался лишь как второстепенная линия повествования. В то время как в «Домохозяйках» это отторжение роли женщины как хранительницы очага, утирательницы детских соплей и выглаживательницы воротничков мужних рубашек звучит уже в полный голос. Вот и вся принципиальная разница. Да, в «Отчаянных домохозяйках» юмор всё больше с приставкой «чёрный» - ну, так и жизнь со времён «Секса в большом городе» веселее и добрее отнюдь не стала.
А так почти всё то же самое. Снова в центре повествования хитросплетения судеб нескольких женщин (женщинам ведь любопытнее наблюдать за женщинами), снова почти все они в той или иной степени соответствуют гордому званию «стервы», а те, которые первоначально и чисто внешне к стервам не относятся, в конце концов тоже оказываются не лишёнными стервозных качеств. Снова персонажам-мужчинам отведена не то чтобы второстепенная роль, они просто присутствуют в качестве интерьера, ходячих и говорящих декораций, по большому счёту почти не влияющих на ход повествования. Снова вниманию зрителей представляют именно образ вполне обычной женщины, которую можно каждый день встретить на улице или в магазине - и с этой целью подбирают не звёздных актрис, а профессиональных, но незасвеченных исполнителей.
Создатели «Домохозяек» грамотно повторили путь успешного «Секса в большом городе», добавили несколько своих штрихов (вроде запоминающегося саунд-трека, претендующего на оригинальность подхода к операторской работе, уже упоминавшегося чёрного юмора) - и получили желаемый результат. И, судя по тому, что съёмки сериала планируется как минимум до 2010 года, Марк Черри сотоварищи собираются развивать свои завоевания. Однако в работе над «Отчаянными домохозяйками» наступил вынужденный перерыв - не обошла проект стороной всеобщая забастовка голливудских сценаристов, начавшаяся в конце 2007-го. |