Особенности
постановки натюрморта Чтобы работа была
интересной, необходимо выбрать интересную группу предметов. Самые красивые
группы предметов нужно искать в окружающей действительности. Это могут
быть самые разнообразные по своему содержанию группы: посуда на столе,
уголок кухни, группа предметов на дворе. Красота таких групп заключается
в их жизненности, в том, что они имеют смысл и содержание. Простота
и обыденность изображаемого объекта оставляют большой простор для творчества.
Эти натюрморты можно рисовать такими, какими их удалось увидеть. Можно
внести и некоторые поправки. Но чаще всего, в особенности для длительной
работы, группу предметов приходится «ставить», т.е. находить нужные
предметы и самому составлять их, комбинируя из них натюрморт. Ставить
натюрморт нужно просто, естественно располагая предметы в пространстве
в глубину. Предметы бывают высокие или низкие, про которые мы говорим
«стоят» или «лежат» (кувшин – стоит, яблоко – лежит).
Не собирайте предмету
в одну кучу и не расставляйте их в ряд. Не надо также ставить высокие
предметы только на заднем плане. Их можно поставить и впереди, но так,
чтобы задний план был в достаточной мере виден. Отдельные предметы
могут быть частично загорожены другими, как это часто приходится наблюдать
в жизни.
Вначале следует
избегать трудных и сложных комбинаций, поэтому при постановке натюрморта
нужно соблюдать следующие правила:
- натюрморт
должен быть помещен так, чтобы нижние части предметов (основания)
и их расположение
на столе были бы видны. Для этого группу надо поставить ниже уровня
глаз.
- натюрморт
должен помещаться на каком-либо фоне. Фон лучше всего гладкий, спокойный
и не темный – стена, картон, ткань без складок и т.п.
- подбирая предметы
надо учитывать, насколько трудно будет их рисовать. Более трудными
надо считать предметы, форма которых раздроблена мелкими
деталями, украшениями и трудно воспринимается по конструкции.
К трудным можно
отнести и блестящие предметы – металлические, покрытые глазурью, а
также складки на материи. Каждая складка имеет форму, объем, разобраться
в них начинающему трудно и поэтому вначале вводить в натюрморт ткани
со складками не нужно. Трудно будет изображать крупные предметы с гладкими
поверхностями (вазу, кувшин) рядом с мелкими предметами.
Приступая к рисованию,
вы каждый раз должны вначале представить себе, как будет выглядеть
рисунок – как расположится на бумаге вся группа, весь натюрморт вместе,
чтобы он не «упирался» в края бумаги. При помощи «видоискателя» (вырезанного
из плотной бумаги прямоугольного «окошка») необходимо найти оптимальный
вариант.
Задача заключается
в том, чтобы по-возможности ближе к натуре изобразить натюрморт, или
предмет, стоящий перед глазами. Необходимо стремиться как можно ближе
подойти к изображению предмета как такового (форма, цвет, поверхность,
детали, светлые и темные места, блики, тень, полутона). Однако нужно
писать не предмет отдельно, а пространство в целом как основную тему
натюрморта.
Рисующий, наблюдая
предметы, смотрит на них с определенной точки зрения, и они предстают
его взору в строго определенном виде, обусловленном законом перспективы.
Совершенно ясно, что изображая натюрморт, необходимо все составляющие
его предметы и другие элементы (расстояния, промежутки, фон) подчинить
этой одной, установленной для рисунка точке зрения.
Кроме того, предметы в натюрморты связаны между собой и освещением
– одинаковыми условиями освещения для всех предметов: в натуре устанавливается
определенное,
вполне закономерное распределение света, тени, полутонов, освещенности отдельных
частей натюрморта.
|